Как сделать своими руками кубики никитина схемы

Современные родители уделяют особое внимание воспитанию своих детей. Для этого они изучают массу информации, отбирают то, что, по их мнению, является действенным, и используют это. Вот уже более 50 лет не теряет своей актуальности методика раннего развития детей Никитиных. Ее целью является воспитание ребенка с физическими и интеллектуальными задатками. Обо всем, что касается системы Никитиных, мы поговорим в этой статье.

Методика Никитиных для детей – схемы и кубики

Но что такое методика Никитиных – только лишь свод правил и набор развивающих занятий? Их дети действительно поражали своим развитием, быстротой и гибкостью ума.

Методика Никитиных для детей – схемы и кубики

Фамилия Никитиных известна многим, даже тем, кто далек от педагогики. Обычная семья учителей сломала устоявшиеся в области воспитания детей стереотипы и доказала всему миру, что их приемы раннего развития действительно помогают вырасти ребенку состоявшейся, физически и интеллектуально здоровой личностью. Методика Никитиных – это не только свод правил, принципов и набор развивающих средств. Чтобы стать последователем выдающихся педагогов, родителю важно научиться думать по-другому, взглянуть по-новому на своего ребенка, предоставить ему свободу.

Развивающие игры по кубикам Никитина

Одной из лучших методик по развитию малышей вот уже на протяжении нескольких десятилетий является методика Никитиных. Супруги Борис и Елена Никитины, имеющие семерых детей, на собственном опыте опробовали разные способы воспитания и интеллектуального развития малышей. Так они определили, что для ребенка в первую очередь важна свобода действий и принятие собственных решений.

Занимаясь с детьми педагоги-методисты школы «ГЕЛИОС» лишь мотивируют в них желание развиваться и, в игровой форме, делают занятия интересными и веселыми. В остальном же человек, без сторонних подсказок, должен сам справляться с поставленными задачами. Это учит не останавливаться перед трудностями и самостоятельно добиваться результатов.

Игры с кубиками помогают также:

Развивающие игры по кубикам Никитина
  • развивать память и воображение;
  • находить разные подходы к одной задаче;
  • быть внимательным к мелким деталям;
  • использовать математические и логические способности;
  • раскрывать творческий потенциал.

Сами игры представляют из себя различные задачи, которые нужно решить при помощи всевозможных кубиков или кирпичиков. Что именно нужно сделать для решения головоломки воспитатель не рассказывает, а показывает в виде рисунка, моделей или в письменной инструкции.

Название методики: Определи правую и левую стороны

2) Возрастной диапазон: с 5 лет

3) Цель методики: формирование и закрепление восприятия пра­вой и левой сторон.

4) Оборудование: карточки с похожими изображениями. Рисунок с изображением трех детей в разной позиции (вид сзади и вид спереди). В верхней части рисунка у одной девочки в правой руке цветок, у мальчика в правой руке флажок, у девочки в левой руке пирамида. В нижней части рисунка у тех же детей предметы в другой руке: у девочки цветок в левой руке, у мальчика флажок в левой, у девочки пирамида в правой руке.

5) Инструкция: ребенку предлагается сначала определить правую и левую стороны на себе Например, «Покажи правую руку, левый глаз, левую руку, правую ногу. А теперь возьми карандаш правой рукой, подними мяч левой рукой, закрой левый глаз, дотронься рукой до правого уха» и т. д. Затем определение правой и левой стороны проводится на таблицах. Например, на первой таблице нужно определить, в какой руке у Колобка цветок, а в какой веточка; найти Колобка, у которого в правой руке ветка, а в левой цветок и т. п.

Читайте также:  Первые признаки беременности до задержки и методы ее определения

«Посмотри: нарисованы дети, а в руках у них разные предметы. В какой руке девочка держит цветок?» «В какой руке у мальчика флажок?» и т.д. По ходу выполнения задания оказывается помощь.

6) Обучающая помощь: Умение определять расположение предметов по отношению к себе.

Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке.

Умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.

Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым.

Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

Также обратите внимание ребенка на следующий момент. Если он положит обе ручки перед собой, то справа будет правая рука, а слева левая. Но если ручки скрестить, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки справа. Обсудите с ребенком, как получается, что правая рука оказывается слева и наоборот.

7) Анализ результатов: Дети с нормальным умственным развитием проявляют явную заинтересованность игровым характером задания. К 6 годам дети различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Однако перешифровка (перенос) на собеседника и особенно на изображение на картинке у большинства детей оказываются несформированными, а потому вызывают трудности. Тем не менее в процессе упражнений дети 6 лет и старше начинают осуществлять этот перенос.

Дети умственно отсталые в 6 лет не различают правую, левую стороны в схеме своего тела. Даже при специальном обучении они путают правую и левую руки. Сделать перенос на собеседника не могут. Задание на рисунке не выполняют, не понимают способа переноса. Обучение неэффективно.

Дети с задержкой психического развития проявляют интерес к заданию. У них также наблюдаются трудности в определении правой, левой стороны. По количеству ошибочных действий они ближе к умственно отсталым детям. Но дети с задержкой психического развития лучше используют помощь. Более адекватной является их реакция на свои ошибки. Они пытаются понять способ переноса при определении левой или правой стороны. Выше результаты обучения.

Читайте также:  ПМС или беременность – разбираемся в отличиях

8) Оценка результатов:

Высокий уровень – ребенок проявляет заинтересованность в выполнении задания, стремится к правильному выполнению, при затруднении принимает обучающую помощь, после чего выполняет задание верно.

Средний уровень – ребенок испытывает трудности при выполнении задании, ему требуется обучающая помощь, но и с ее помощью ребенок недостаточно хорошо справляется с заданием.

Низкий уровень – ребенок испытывает значительные трудности в выполнении задания, после обучающей помощи также не может выполнить задание верно.

Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогатель­ной школе. — М., 1993. + + -01-19-12-47-45/297-kak-nauchit-rebenka-razlichat-pravo-levo

Как изготовить игру:

  1. На плотной бумаге формата А4 распечатать раскладку для кубиков (либо купить специальные кубики для этой игры 4х4см).
  2. Вырезать и склеить грани между собой по схеме. Для игры с альбомом «Лето» достаточно сделать всего 9 кубиков.

Кстати говоря, изготовление кубиков дает дополнительный стимул для совместного творчества с детьми. Известно, например, что самому Борису Никитину его собственные дети помогали с окрашиванием кубиков и подготовкой других игровых материалов.

  1. На обычных листах формата А4 распечатать картинки с заданиями.

Как играть:

1) Для начала просто рассмотрите кубики вместе с ребенком. Обратите внимание малыша на то, в какие цвета они раскрашены. Вот и первые игры с кубиками для совсем маленьких: учим и закрепляем цвета; считаем кубики — учим понятие количества, формируем начальные навыки счета.

2) Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки: “Посмотри, у меня получилась желтая дорожка, по ней весело прыгает белочка (используйте любимые игрушки малыша). А теперь, может, ты попробуешь построить зеленую дорожку для зайчика?” (При этом повторяем и закрепляем цвета.)

3) Когда ребенок сможет уверенно справляться с этой задачей, предложите ему составлять разноцветные дорожки. Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности: “Посмотри, какую дорожку я построила. Что ты замечаешь? – Да, один кубик желтый, другой синий, желтый, синий, желтый, какой будет следующий кубик? Продолжи дорожку. А теперь придумай сам разноцветную дорожку для своего зайчика”.

4) Далее покажите ребенку, как нужно ставить кубики, обращая внимание на то, что нужный цвет как бы закрывает картинку сверху. Рассмотрите картинки  вместе с ребенком, называя каждый новый предмет, обратите внимание на детали.

5) Если Ваш ребенок выполняет задания быстро, ловко, легко и с удовольствием, то можно усложнять задания кубиками для более старшего возраста.

  • Альбом «Лето» создан как приложение к игре “Сложи узор”, но можно использовать его самостоятельно, вырезая, например, квадратики или треугольники из цветной бумаги и складывать из них фигуры в заданиях.

Ведь детишки так любят вырезать и клеить! А после плоской аппликации придет время и для объемных фигур из кубиков!

Увлекательных занятий!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование работы по формированию КГН для детей второй младшей группы.

Структура игровых занятий состоит из трех основных, взаимосвязанных между собой организационном этапе игровых занятий детям давалось устное объяснение задания и черно-белые как в д.

Представлено перспективное планирование работы с родителями на год (включая летние месяцы) во второй младшей группе. Данный материал может помочь коллегам при составлении своего перспективного планиро.

Перспективное планированиеработ по нравственно-патриотическомувоспитанию во второй младшей группе.

В данном материале представлено планирование работы с детьми по экологическому воспитанию в средней группе детского сада. В планирование включены беседы с детьми по экологии, наблюдения, экспериментал.

Перспективное планирование работы с родителями и законными представителями детей старшей группы на

Перспективное планирование работы с родителями и законными представителями детей средней группы на

Источник

Кубики Кооса своими руками

Приобрести кубики Никитиных или Кооса несложно: их продают в магазинах игрушек, можно заказать набор и через Интернет.

Но намного интереснее сделать их вместе с детьми самостоятельно. Тем более, что это совсем не трудно.

Можно склеить их из бумаги, предварительно скопировав шаблон развертки куба. Готовые кубики аккуратно раскрасить гуашевыми красками.

Если, распечатав и вырезав развертки, наклеить их на готовые деревянные кубики, такое пособие получится значительно более крепким, чем бумажное.

Можно раскрасить экологической краской в соответствии со схемой и готовые деревянные кубики. А наиболее умелые папы могут выпилить их самостоятельно.

Психологическое пособие, придуманное почти сто лет назад, и сейчас не потеряло своей актуальности. Более того, кубики Кооса могут разнообразить досуг не только малышей, но и взрослых!

Преимущества и недостатки системы

Воспитывая детей по данной системе, многие родители отмечают то, что они в развитии значительно опережают своих сверстников.

Дети:

  • Имеют устойчивый ко многим заболеваниям иммунитет. Даже если организм подкосила инфекция или вирус, он намного быстрее, без осложнений справится с этим.
  • Любознательные, стремятся к чему-то новому.
  • Всегда готовы к любым жизненным трудностям, не боятся ошибиться, быстрее находят правильный выход из любой ситуации.
  • Интеллектуально развиты.

Несмотря на преимущества данной системы, есть родители, которые отмечают некоторые негативные стороны такого воспитания.

Заключаются они в следующем:

  • Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься. В школе это существенно сказывается на его успеваемости, ведь в изучение неинтересных для него предметов он не углубляется.
  • Система предусматривает тесный контакт детей с родителями, лишая их возможности общаться и развиваться вместе со своими сверстниками. Это может привести к тому, что их круг общения становится ограниченным.

Многие родители видя, что их малыш в интеллектуальном развитии опережает своих сверстников, пытаются дальше развивать его способности. И не находят ничего лучшего, чем записать их в классы или школы с определенным уклоном. Бывает и так, что дети попадают в класс, где ученики по возрасту старше его. Он чувствует себя ущемленным, нередко у него возникают проблемы с социализацией.

Решив взять за основу воспитания своего малыша систему Никитиных, стоит еще раз хорошо взвесить все ее плюсы и минусы. Некоторые родители, которые являются ее приверженцами, отмечают для себя и используют только некоторые принципы, вносят в методику свои коррективы. Ведь только родители знают, что нужно их малышу, каким должно быть его воспитание и развитие. И никто не вправе навязывать им свое мнение, касающееся этих вопросов.

Безусловно, здоровье и интеллектуальное развитие ребенка важно для родителей. Но его душевное состояние и хорошее настроение куда важнее.