Общие положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Содержание

Закон об образовании РФ. Фундамент обучающей системы государства

Новый Федеральный Закон об образовании 273-ФЗ действует с 1 сентября 2013 года. Во всех развитых странах система образования регулируется отдельными законодательными актами, направленными на поддержание и развитие этой важнейшей части социально-экономической жизни общества.

В постсоветской России существовало несколько законов, касающихся образования, которые со временем перестали соответствовать актуальным реалиям. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» были разработаны без учёта стремительного развития в этом сегменте рыночной составляющей и передовых технологий. Кроме того, эти законодательные документы зачастую вступали в противоречия с последующими правовыми актами.

Закон об образовании в РФ 2019, по единодушному мнению экспертов международного уровня, максимально эффективно регламентирует все знаковые направления системы образования.

Отдельно стоит отметить идеальную гармонизацию нового закона с положениями Конституции РФ. Такое преимущество позволило сформировать мощный механизм гуманности и социальной справедливости в области получения знаний, который по праву считается неотъемлемой частью любого цивилизованного общества.

Основные принципы Закона об образовании РФ

  1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;
  2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;
  3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;
  4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;
  5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;
  6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Последняя редакция Закона об образовании 2018-2019. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами.

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2019

Этот нормативный акт устанавливает основные принципы и регулирующие нормы образовательной общественной сферы.

Законом охватывается практически всё: кто принимает участие в указанной деятельности, в каких вариантах она может производиться, как структурно выглядит система образования и её функционирование. Общественная важность этой сферы человеческих взаимоотношений логично требует детального государственного регулирования.

Немаловажным моментом, который определяет Закон «Об образовании», являются права и обязанности обучающихся или их законных представителей и лиц, осуществляющих образовательную деятельность. В последнем случае регулированием охватываются как организации, которые такую деятельность ведут, так и индивидуальные предприниматели.

Законом устанавливаются основания для начала или окончания отношений в этой сфере, особенности систем общего и профессионального образования, государственного регулирования в данной области, а также вопросы финансирования.

Структура нормативного акта

Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.

Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования. Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество.

Кому важно знать закон

Знание положений закона «Об образовании» позволяет чётко определиться с тем, какие права или гарантии относятся к учащимся и их родителям. Что именно может ожидать от них администрация учебных заведений любого типа, а какие требования выходят за рамки закона. Знание структуры системы образования на законодательном уровне позволяет выбрать тот вариант обучения, который будет наиболее подходящим учащемуся, разумно оценивая все последствия этого выбора.

Закон также позволяет определить, в какой степени в учебный процесс или деятельность образовательных организаций могут вмешиваться государственные структуры. Это может быть важно для защиты интересов учащегося или работников образовательной сферы.

Для стимулирования учебного процесса предусмотрено множество гарантий, о которых идёт речь в этом законе. Это и стипендиальное обеспечение, и образовательное кредитование, и специальные программы обучения.

Тем не менее, большая часть положений закона требует специального регулирования особыми актами правительства. Поскольку законодательный акт устанавливает только общие правила, детальное регламентирование производится соответствующей исполнительной структурой.

Зная, что федеральный закон предусматривает то или иное право, гарантию или обязательство, следует найти правительственный акт, который определяет порядок их реализации. Только потом, уже зная полный механизм, можно быть уверенным в получении всех законных прав и гарантий.

Общие положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

29 декабря 2012 года принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ)

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Цель нового закона — предоставить каждому максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и обязательное общее образование, выбирать действительно качественные образовательные организации для получения профессионального образования, работая, профессионально совершенствоваться, осваивать новые технологии.

Новый Закон об образовании – комплексный базовый акт, интегрирующий в себе как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования. Он заменяет целый ряд законодательных актов. В их числе – Закон об образовании от 1992 года, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 1996 года.

Основные положения Нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»

  • Образование останется бесплатным. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
  • В Законе закреплено право на дистанционное, электронное, сетевое и семейное обучение.
  • Дошкольное образование можно будет получить без очереди, в различных формах (в детском саду, дошкольных группах при школах, на дому), а само оно обеспечит равный уровень подготовки детей перед поступлением в школу.
  • Впервые на законодательном уровне определяются особенности получения образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, иностранцами и лицами без гражданства, осужденными. Особое внимание уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Более подробно регламентированы права, обязанности и ответственность педагогов. Оплата труда учителей не может быть ниже уровня средней зарплаты в соответствующем регионе.
  • Новый закон способствует повышению статуса педагога. Закон гарантирует право учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной поддержки.
  • Перераспределяются полномочия региональных органов госвласти и органов местного самоуправления по обеспечению гарантий прав граждан получить общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
  • Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
  • МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, а также ряд других вузов вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.
  • Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.
  • Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.
  • Повышен уровень начального профессионального образования: оно включено в систему среднего профессионального образования.
  • Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике».
  • В новом законе термин «образовательное учреждение» заменен на «образовательную организацию». Сделано это потому, что термин «образовательное учреждение» устарел и не соответствует гражданскому законодательству, согласно которому учреждение является одной из организационно-правовых форм некоммерческой организации. Организация же (в данном случае образовательная) является обобщенным понятием для различных организационно-правовых форм.
  • Закон направлен на интеграцию российского и европейского образовательных пространств. Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава (Глава VI. Международная деятельность в области образования), которая, в том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания в России иностранных документов об образовании.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» вступает в силу 1 сентября 2013 года.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и после вузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз “Об образовании в Российской Федерации”

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа “необразовательных” организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

– кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

– сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

– использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

– обучению по интегрированным образовательным программам;

– образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ “Об образовании” и Федеральный закон “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” признаются утратившими силу.

Общие положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступил в действие 1 сентября 2013 года и заменил два действовавших на тот момент федеральных закона:

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 12.11.2012) “Об образовании” и

Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”.

Данный закон разрабатывался с 2009 года — в этот период проводился комплексный мониторинг деятельности образовательных учреждений для выявления проблем в действовавшем на тот момент законодательстве. Большинство из этих проблем было учтено в новом законе об образовании в РФ.

С момента принятия (2013 год) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» постоянно дорабатывается, в него внесено уже около 50 поправок, ежегодно предлагаются и появляются новые поправки.

Главная причина корректировок Закона об образовании:

несоответствие многих его положений реальным процессам в российском образовании;

закон не успевает перестраиваться под фактическое положение дел в образовании и решать возникающие проблемы.

Краткое содержание Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ

Базой для Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” № 273-ФЗ (с учетом изменений 2017 – 2018 годов) стала государственная гарантия общедоступного и бесплатного образования, предоставляемого на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

Статья 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (ред. от 03.08.2018)

Бесплатно в соответствии с этим законом и высшее образование:

  • но при одном условии – оно предоставляется на конкурсной основе тем, кто получает его впервые.

Органы власти субъектов РФ обладают полномочиями обеспечивать соблюдение установленных законом об образовании норм через предоставление субвенций бюджетам муниципального уровня:

  • так финансируется оплата труда преподавателей, приобретение учебников, учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.

п. 3 ч. 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”

При этом законом установлено, что платные услуги не могут подменять обучение, которое профинансировано бюджетными средствами. В противном случае образовательная организация должна будет вернуть все потраченные средства.

Закон «Об образовании в РФ» закрепил законодательно такие новые явления, как:

  • дистанционное,
  • электронное,
  • сетевое и
  • семейное обучение.

Дошкольное образование стало первым уровнем в общей системе образования:

по закону об образовании оно должно быть доступным населению без очередей и в нескольких формах:

  • в детском саду,
  • группах при школах и

обязано обеспечивать подготовку детей к школе;

отказ в приеме ребенка в школу допустим, лишь когда отсутствуют свободные места.

Новшеством данного закона об образовании стало то, что он регулирует процессы обучения и затрагивает особенности обучения в отношении отдельных категорий лиц:

  • с выдающимися способностями;
  • с ограниченными возможностями;
  • иностранцев и апатридов;
  • осужденных.

Многие положения Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” посвящены педагогическим работникам, их правам, обязанностям, ответственности, особому статусу.

Педагогическим работникам Законом об образовании гарантируется право:

на повышение квалификации,

на профессиональную переподготовку и дополнительное профобразование (1 раз в 3 года),

на прохождение аттестации с присвоением квалификационной категории,

на определенные меры социальной поддержки;

на предоставление удлиненного основного отпуска, а также длительного (за 10 лет

непрерывного стажа), на досрочную пенсию.

Статья 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” устанавливает следующие уровни:

общего образования (Глава 7 «Общее образование»):

и профессионального (Глава 8 «Профессиональное образование»):

  • среднее;
  • высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура;
  • подготовка кадров высшей квалификации (это новый уровень высшего образования для научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры).

При этом подготовка научных кадров (докторантура) исключена из программ образования и переведена в научную деятельность.

Новацией данного закона об образовании явилось содействие интеграции отечественного и европейского образования. С этой целью была введена глава 14 «Международное сотрудничество в сфере образования».

Эта глава закона образовании направлена на:

создание благоприятных условий для мобильности учащихся и педагогических работников;

разработку и реализацию образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

упрощение признания документов об иностранном образовании.

Статья 105 «Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации”

Законом об образовании было установлено, что:

стала обязательной Государственная итоговая аттестация (ГИА) для окончивших 9 классов.

Критики этого закона об образовании часто обращали внимание на то, что для льготных категорий граждан сократились возможности для поступления в ВУЗы:

так, законом установлена 10% квота для инвалидов,

а прочие льготные группы (сироты, из неполных семей, с родителем-инвалидом I группы и пр.) получают только право бесплатно обучаться в подготовительных группах ВУЗов.

Учитываются в законе об образовании индивидуальные потребности учащихся:

есть право на индивидуальный график и выбор предметов;

предусмотрено инклюзивное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то есть они учатся в обычном образовательном учреждении, а не в специализированном.

В числе достоинств закона об образовании отмечаются:

создание электронных школ с онлайн-уроками и дистанционным предоставлением заданий;

упразднение 2-й и 3-й учебных смен в школах;

снижение отчетности для педагогов и перевод ее в интерактив.

Корректировки Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” 2018 года

Масштабные корректировки Закона об образовании прошли в феврале 2018 года, они затронули положения о независимой оценке качества условий осуществления образовательной деятельности.

В марте 2018 года Закон об образовании снова претерпел изменения:

  • Глава 12 «Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности» была дополнена статьей 98.1 «Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций».

Данная норма касается обеспечения размещения данных о мерах социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций. Она предусматривает, что такие сведения размещаются в Единой государственной информационной системе социального обеспечения на основании Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (ред. от 07.03.2018).

Прогнозы корректировки положений Закона об образовании на текущий год:

в колледжах и техникумах вводится «демонстрационный» экзамен, где выпускники будут показывать навыки, полученные в ходе обучения;

в регионах появятся «опорные» ВУЗы, цель которых – способствовать социально-экономическому развитию областей и удерживать талантливых специалистов на местах;

будет повышена стипендия, а также продолжится льготная программа кредитов на учебу;

процедуру по лицензированию и аккредитации ВУЗов планируется полностью перевести в электронный вид.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” как метод регулирования одной из важнейших социальных сфер уже обладает достаточно мощным функционалом. Его дальнейшее развитие видится взаимосвязанным с инновационными технологиями и их использованием в учебных процессах различного уровня образования.

Об уровнях образования в современной образовательной системе РФ поговорим в следующем материале.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...