Льготы и социальные выплаты для граждан РФ со статусом «Дети войны»

Льготы и социальные выплаты для граждан РФ со статусом «Дети войны»

Несмотря на добропорядочное отношение нашего государства к участникам Великой отечественной войны, существуют граждане, которые также принимали участие в этих событиях. Но они в силу своего возраста не могли находиться в армии, и оказывали помощь, работая в тылу.

Это люди, которые во время великой войны были детьми и подростками.

На данный период времени депутаты Государственной Думы пытаются решить данный вопрос, и на рассмотрении данного органа лежит несколько законопроектов по этому поводу. А местные власти уже начали оказывать различную помощь данной категории населения.

Законодательная база

Несмотря на то, что на Федеральном уровне данная категория граждан не признана, в нашем законодательном органе есть несколько проектов нормативных актов, которыми хотят узаконить понятие «дети войны», а также определить какие льготы и иные права им предоставить.

К таким нормативным актам можно отнести проекты Федеральных Законов о детях войны, о статусе детей войны, о внесении изменений в статью 12-1 Закона о социальной помощи.

Но пока данные законодательные инициативы не приняты.

Согласно данным проектам, под категорией «дети войны» подразумеваются лица, которые были рождены в период времени с 1927 года по 1945 годы.

Региональные и муниципальные власти, пошли дальше. Ведь, согласно Федерального законодательства, они, как образования Федерации, в пределах своих бюджетов имеют право устанавливать дополнительные надбавки, компенсации и льготы некоторым категориям граждан. Поэтому некоторые субъекты Федерации, исходя из своих финансовых возможностей, приняли региональные акты, которыми дали некоторые права «детям войны».

Поэтому данной категории граждан, в некоторых регионах положены некоторые права, о которых будет рассказано ниже.

Важно знать, что местные органы самоуправления, устанавливая льготы и компенсации «детям войны» исходили из общих прав, которые дает Федеральное законодательство для других категорий граждан, которые пользуются некоторыми привилегиями.

Перечень льгот для данной категории граждан, установленные на Федеральном уровне

Как было указано выше, законодательные акты Федерального уровня по таким гражданам еще не приняты, но исходя из их проектов, на которые ориентируются региональные власти, в них установлен определенный перечень льгот и компенсаций, которые положены таким гражданам.

Денежная надбавка к существующей пенсии. К сожалению, ее размер и периодичность не установлены, но в регионах применяются постоянные и временные выплаты. Постоянные финансовые компенсации выражаются в определенной фиксированной денежной сумме, обычно это 1500 рублей, которая доплачивается к основной пенсии. Такая надбавка подлежит постоянной индексации, поэтому с каждым годом становится больше. Временные доплаты, это единоразовая помощь, которая выплачивается к празднику – Дню Победы, или к другим торжественным датам.

Следующее, это льготы, которые предоставляются для решения вопроса при оплате коммунальных услуг. Состоят они в том, что ежемесячно, таким людям из государственного бюджета идет фиксированная сумма, которая погашает часть обязательных платежей по оплате за квартиру, воду, тепло, свет и другие аналогичные услуги.

Также такие граждане получают право на бесплатное обслуживание в медицинских учреждениях муниципального значения, а также возможность бесплатного зубопротезирования.

Следующие льготы, это получение возможности бесплатно ездить в общественном транспорте, кроме такси. Для этого некоторым выдаются специальные проездные талоны, а в некоторых регионах достаточно предъявление специального удостоверения, или справки, которая выдается органами социальной защиты.

Предоставление бесплатных медицинских препаратов, которые необходимы человеку данной категории для поддержания своего здоровья. Это делается бесплатно.

Получение бесплатных путевок на оздоровление в различных медицинских санаториях, а также компенсация проезда к ним и обратно.

Бесплатная установка стационарного телефона. Сюда входит получение номера, а также некоторые скидки на телефонную связь (льготная оплата абонентских платежей).

Компенсация по проведенным ритуальным услугам. Но этим могут воспользоваться только родственники данной категории лиц.

Как видно такие права существуют не только для категории «дети войны», но и для других «льготчиков» (например, участники ВОВ). Но за отсутствием Федерального урегулирования данного вопроса, местные образования пошли по такому пути.

Для этого можно обратиться в управление социальной защиты, которое обслуживает административный район проживания такого гражданина.

В каких регионах существуют привилегии

Прежде всего, данные социальные инициативы остались в Крыму и городе Севастополе. Это вызвано тем, что данные категории граждан имели такие льготы, находясь в составе Украины, поэтому местные власти оставили им данные привилегии. Сюда входит скидка на оплату коммунальных услуг, ежемесячная надбавка к пенсии, бесплатная медицина, протезирование, а также единовременные выплаты, которые приурочиваются к торжественным датам.

О размерах денежных пособий необходимо уточнять в местных отделениях социальной защиты населения.

Следующие регионы это Новосибирская и Амурская области. В них соответствующие положения закреплены в местном законодательстве, и лица, отнесенные к данной категории, имеют все льготы, которые были перечислены выше. Эти образования имеют хороший бюджет, поэтому помимо различных денежных надбавок, люди имеют скидки на услуги ЖКХ, бесплатную установку стационарного телефона, льготный проезд.

Размеры денежной помощи может немного различаться, и зависит от выполнения плана по сбору местных налогов.

В Вологодской и Псковской областях, также существуют соответствующие привилегии для данной категории граждан. Размер денежных пособий в данных регионах, немного меньше, чем в других, но все остальные льготы для «детей войны» сохранены в полном объеме.

Иркутская и Тверская области, сохранили все существующие льготы для таких граждан, и пытаются оставить их, несмотря на некоторые проблемы с бюджетными средствами.

Немного нужно рассказать о других регионах, где таких привилегий нет. К сожалению, к ним относятся такие мегаполисы и города центрального значения, как Москва и Санкт-Петербург. Законодательство этих субъектов, как и других федеральных образований не предусматривает льготы и компенсации детям войны, но данные граждане могут рассчитывать на привилегии, если они относятся к другим категориям льготных граждан (участники ВОВ, например).

Конечно, местные законодательные органы пытаются решить данный вопрос, но в большинстве случаев занимается выжидательная позиция в расчете на то, что данный вопрос будет утвержден на Федеральном уровне.

Важно знать, что если данная категория граждан проживает в том субъекте Российской Федерации, который не закрепил на местном законодательном уровне проблему льгот детям войны, то такие граждане не могут рассчитывать на социальную помощь. Таким людям лучше попытаться оформить на себя льготы предусмотренные другим статусным категориям.

Порядок оформления

В тех регионах, где льготы таким категориям лиц существуют, последние могут собрать необходимый перечень документов и обратиться в местные управления социальной защиты населения.

Перечень необходимых документов следующий:

  • паспорт и свидетельство о рождении, которые подтвердят год рождения (эта категория граждан должна родиться в период с 1927 года по 1945 год);
  • справку с места жительства, а также регистрации, если они не совпадают;
  • справку о составе семьи, где будет указано, с кем проживает такой гражданин;
  • право собственности, либо договор социального или иного найма жилого помещения, где живет такое лицо, для предоставления субсидий на оплату ЖКУ;
  • номер банковского счета, куда необходимо переводить начисленные денежные средства, либо заявление в котором будет указано о том, что все денежные надбавки почтальон должен приносить лично гражданину.

Следует отметить, что в связи с тем, что данный вопрос не закреплен на законодательном уровне государства, некоторые региональные власти могут добавлять к этому перечню документов дополнительные, либо наоборот упрощать сбор бумаг в сторону их количественного уменьшения. Поэтому перед тем, как начать собирать документы лучше уточнить данный вопрос.

Подтверждением факта наличия статуса «дети войны» будет специальная справка, которая обязательно выдается на руки человеку. Удостоверения даваться не могут, поскольку не утвержден их общегосударственный образец. Но она будет являться документом и подтверждением того, что лицо имеет специальные льготы.

Важно знать, что форма справки утверждается каждым субъектом Федерации отдельно, поэтому в разных регионах их формы и содержание могут отличаться.

Несмотря на то, что понятие «дети войны» в Российском законодательстве нет, и помощь им не закреплена на Федеральном уровне, многие регионы уже предоставляют таким людям различные льготы и иные блага. В каждом из них устанавливаются свои надбавки и другие привилегии, но все сводится к посильной поддержке данной категории лиц.

О государственной помощи данной категории граждан в Красноярском крае смотрите в следующем видесюжете:

Детям войны и труженикам тыла увеличат пенсии и предоставят льготы

Депутаты от фракции КПРФ и Справедливая Россия разработали и внесли в Госдуму два законопроекта о дополнительных мерах социальной поддержки граждан, пострадавших в период Великой Отечественной войны. В них депутаты предлагают утвердить перечень льгот и выплат для детей войны и тружеников тыла, так как по действующему законодательству никакой дополнительной социальной поддержкой эти россияне не обеспечены. Закон предлагается ввести в действие с 1 января 2020 года.

В случае одобрения предложенной инициативы, новые выплаты и льготы коснутся 14 млн человек. Среди них около 11 млн детей войны (тех, кто родился в период с 22 июня 1928 г. по 3 сентября 1945 г.) и почти 3 млн тружеников тыла.

Законопроект о детях войны и тружениках тыла

21 июня 2019 года на рассмотрение в Госдуму поступили два законопроекта: № 736973-7 и 736689-7, касающиеся таких категорий граждан, как дети Великой Отечественной войны и россияне, работающих в тылу в период ВОВ (труженики тыла).

  • Первый проект был подготовлен депутатами ГД от фракции Справедливая Россия. В документе они предлагают закрепить за гражданами два новых статуса — «Труженики тыла» и «Дети ВОВ». В зависимости от установленного статуса предоставлять определенные льготы и назначать выплаты.
  • Второй документ подготовлен депутатами от фракции КПРФ. Он касается россиян, которым во время войны было менее 18 лет. Законопроект по большей части касается именно закрепления статуса «Дети войны», но и некоторые новые льготы тоже содержит.

Депутаты предлагают утвердить перечень льгот и выплат в зависимости от присвоенного гражданину статуса. В пояснительной записке отмечено, что в 20 регионах страны были приняты законы о детях ВОВ, а в остальных субъектах проекты «блокируются Единой Россией». Именно поэтому необходимо принять решение на федеральном уровне.

Предлагается законодательно утвердить статус граждан, пострадавших в период ВОВ:

  • Статус «Дети Великой Отечественной войны» присвоить россиянам, которым на момент окончания войны было менее 18 лет. К ним будут относится россияне, родившиеся в период с 22.06.1928 по 03.09.1945 г.
  • Статус «Труженики тыла» присвоить гражданам РФ, которые работали в тылу не менее 6 месяцев в период с 22.06.41 по 27.01.45 г. (кроме периодов работы на временно оккупированных территориях СССР) и награждены медалями, орденами за самоотверженный труд во время ВОВ.

Какие льготы и выплаты предложены в проекте

В качестве мер социальной поддержки детей войны и тружеников тыла депутаты «Справедливой России» предлагают предоставлять следующие выплаты и льготы:

  1. Назначить ежемесячные денежные выплаты и ежегодно индексировать их с 1 апреля в соответствии с уровнем инфляции. С 1 января 2020 года назначить ЕДВ в размере:
    • 1000 руб. для детей войны;
    • 3790,57 руб. для тружеников тыла.
  • Вне очереди и бесплатно оказывать необходимую медицинскую помощь.
  • Компенсировать расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере 25%:
    • платы за наем или содержание жилого помещения, услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме (в том числе и в отношении членов семьи, совместно проживающих с получателем льготы);
    • взноса на капремонт общего имущества (в том числе и в отношении членов семьи, совместно проживающих с льготником);
    • платы за холодную и горячую воду, электроэнергию, тепло, отведение сточных вод;
    • платы за коммунальные услуги по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления;
    • оплаты стоимости топлива, а также транспортных услуг по его доставке, если гражданин проживает в доме без центрального отопления.
  • В свою очередь, депутаты от КПРФ предлагают следующие льготы:

    • Полное освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт.
    • Преимущество по вступлению в жилищные, гаражные, садоводческие и другие некоммерческие объединения граждан.
    • Первоочередное предоставление земельного участка для строительства жилья.
    • Обеспечение вне очереди приемом в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обслуживание в центрах соц. обслуживания и в отделениях социальной помощи на дому.

    Кроме того, в проекте закона депутаты указали, что детям войны должны выдавать удостоверение единого образца, подтверждающее статус гражданина.

    Будут ли приняты законопроекты

    Будут ли одобрены предложенные инициативы или нет, пока судить рано. По законопроектам еще не прошло ни одно чтение, профильный комитет Госдумы включил их в программу рассмотрения на ноябрь 2019 года. Однако рассмотрение перенесли на более поздний срок.

    И к одному, и к другому проекту были приложены Заключения Правительства, которое в свою не поддержало такие меры поддержки для детей войны и тружеников тыла. В качестве обоснования позиции Правительства указано следующее:

    1. Закрепление статуса «Дети войны» поставит в неравное положение по отношению к ним граждан, которые были несовершеннолетними во время других военных конфликтов.
    2. Назначение им ежемесячных выплат поставит их в преимущественное положение по отношению к участникам и инвалидам ВОВ.
    3. Указанные в проектах категории граждан относятся к старшему поколению, большинство из которых обеспечены социальной поддержкой.
    4. Реализация законопроектов потребует выделения значительных средств из федерального бюджета, источники которых не определены.

    Ссылка на основную публикацию