Правила оплаты земельного налога юридическими лицами

Для юридических лиц

К юридическим лица, которые обязаны уплачивать земельный налог, являются как частные, так и государственные предприятия, организации, учреждения.

Разделение плательщиков земельного налога на такие две категории, как юридические и физические лица, связано, прежде всего, с наличием определенных различий как в правилах его расчета, так и в порядке уплаты.

Для юридических лиц в большинстве случаев предъявляются более строгие требования, а ответственность за их нарушение является намного серьезнее. Поэтому далее будут более подробно рассмотрены основные правила, которые касаются уплаты земельного налога именно представителями данной категории, а также порядок этой процедуры и возможные меры наказания за ее нарушение.

Кто должен платить?

По общим правилам, плательщиками земельного налога являются лица, которые владеют земельными участками. В рассматриваемом случае ими являются юридические лица, которые используют данные виды недвижимости в целях, связанных с ведением бизнеса. В частности, это могут быть следующие субъекты:

Главным критерием является вид права, на котором они владеют землей. В частности, в отношении именно юр лиц обязанность по уплате устанавливается для таких прав:

Для арендаторов участков и тех предприятий, которые владеют ими на праве безвозмездного пользования, обязанность по уплате налога не устанавливается. Также освобождение от этого полагается отдельным категориям плательщиков, а также видам земель, которые установлены в законодательстве. Все остальные землевладельцы, которые не попадают в перечень льготников, обязаны платить налог на общих основаниях.

Поскольку в данных регионах кадастровая стоимость участков, как правило, очень высокая, то и размер предоставляемых собственникам льгот и скидок также может быть весьма существенным. Также местные нормативные акты могут закреплять право на освобождение от уплаты налога отдельных категорий юридических лиц, причем критерии отбора при этом являются весьма индивидуальными.

Налоговые ставки для юридических лиц

Поскольку земельный налог относится к категории местных, основное его законодательное регулирование осуществляется именно региональными представителями органов власти. В частности, это касается и порядка установления налоговых ставок для различных категорий плательщиков — в зависимости от того или иного субъекта РФ данный показатель может существенно отличаться.

В частности, в ст. 394 НК РФ предусмотрены следующие размеры этого показателя:

Ставка 0,3%

Устанавливается для земельных участков следующих видов и категорий:

  • относящихся к землям сельскохозяйственного назначения или входящих в состав зон сельхоз использования;
  • предоставленных для жилищного строительства;
  • занятых объектами жилищного фонда или инженерной инфраструктуры коммунального комплекса;
  • ограниченных в обороте согласно положениям законодательства РФ;
  • предоставленных для обеспечения обороны или безопасности, а также таможенных нужд.

Данная ставка является пониженной в сравнении с базовой и применяется только в отношении перечисленных категорий земель

Ставка 1,5%

Этот показатель распространяется в отношении всех остальных категорий участков, которые не попали к перечисленным выше видам земель.

Как правило, установление местными органами власти более низких ставок, нежели закрепленные в НК РФ, является своего рода льготой, которая может предоставляться отдельным видам плательщиков. Если же в региональном законодательстве отсутствуют положения относительно ставок, то при расчетах принимаются те, что установлены на федеральном уровне.

Возможные льготы

Установление льгот по земельному налогу, как и в предыдущей ситуации, также возможно на двух уровнях — федеральном и региональном. В частности, в ст. 395 НК РФ закреплено полное освобождение от уплаты налога для следующих категорий плательщиков:

  • учреждений и организаций, относящихся к уголовно-исполнительной системе Минюста РФ;
  • религиозных организаций, если их земля занята благотворительными и религиозными строениями;
  • организаций, на участках которых находятся автодороги общего пользования;
  • объединений народных художественных промыслов;
  • общероссийских организаций инвалидов (их состав при этом должен минимум на 80% включать в себя инвалидов) и некоторых связанных с ними юридических лиц;
  • организаций, которые относятся к резидентам особой экономической зоны: компаний, признанных управляющими согласно закону «Об инновационном центре «Сколково»;
  • судостроительных организаций, являющихся резидентами особой экономической зоны.

То есть, например, в отношении органов уголовно-исполнительной системы земля должна использоваться именно в целях осуществления их основных функций, касательно организаций инвалидов — для реализации уставных целей их компании и т. п.

Кроме этого, существенный перечень различных льгот может быть установлен для организаций и предприятий на местном уровне. В частности, возможные льготы могут быть выделены в форме:

  • предоставления определенной суммы налогового вычета (за счет которого налоговая база может быть существенно уменьшена);
  • установления пониженной налоговой ставки;
  • предоставления скидки на уплату налога в определенном процентном размере.

Конкретная мера и ее размер напрямую зависят от того или иного региона, поскольку в каждом из них существуют свои особенности. Например, в городах с высокой кадастровой стоимостью земли могут предоставляться существенные налоговые вычеты (в частности, в Московской области их размер может достигать 1 млн. руб.).

Порядок уплаты налога

Главной отличительной чертой, установленной в отношении плательщиков, являющихся юридическими лицами, является тот факт, что они обязаны самостоятельно рассчитывать сумму налога. Для физических лиц, к примеру, такого требования нет — за них расчеты осуществляет налоговая инспекция. Поэтому порядок уплаты налога состоит из нескольких этапов:

  1. Расчет суммы к уплате. При этом используется стандартная формула, которая применяется и в остальных ситуациях (то есть кадастровая стоимость умножается на процентную ставку). Если на расчеты могут оказать влияние какие-либо дополнительные факторы (например, льготы или корректирующие коэффициенты), это также обязательно стоит учитывать.
  2. Определение суммы авансового платежа. Еще одной особенностью, установленной для юр лиц, является ежеквартальная уплата налога — равными частями и в установленный срок. Поэтому полученную на первом этапе сумму нужно разделить на 4 — это и будет величина авансового платежа.
  3. Внесение платежа в бюджет. Как уже отмечалось, делаться это должно 4 раза в году, ежеквартально, в течение года, который следует за окончанием налогового периода. Реквизиты для оплаты плательщик может получить в том отделении ИФНС, за которым территориально закреплен его участок. Периодически правильность и актуальность данных реквизитов рекомендуется проверять перед проведением оплаты.

Также важным моментом является тот факт, что, кроме непосредственно уплаты налога, для юр лиц установлена обязанность еще и по сдаче в налоговую инспекцию соответствующей декларации. Она заполняется в соответствии с установленными для данного документа требованиями и должна быть предоставлена в ИФНС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Земельный налог на юридических лиц

Земельный налог для юридических лиц является обязательным платежом со стороны предприятий и организаций, выплачиваемым в пользу регионального бюджета. Выплаты производятся в порядке, установленном в налоговом законодательстве. Однако ставки налога, а также допустимые льготы определяются региональными властями с учётом особенностей состояния земель в том или ином регионе.

Особенные характеристики налога

Несмотря на тот факт, что налоговое законодательство уполномочивает местные власти на определение размеров земельного налога, они вынуждены ограничиваться в минимальных и максимальных размерах. Общие положения налогообложения владельцев наделов обозначены главой 31 Налогового кодекса.

До изменений в законодательстве, внесённых в 2015 году, стоимость налога опиралась на цену, которая отражалась в балансе предприятия. Так, предприятие могло установить любую балансовую стоимость в рамках общих положений, которая определяется кадастром. Многие лица пользовались этим и устанавливали самую низкую стоимость, тем самым платили минимальный размер налога.

Однако, в Налоговый кодекс были внесены изменения, после чего налог на землю для юридических лиц был привязан к рыночной стоимости объекта. Государство приняло на себя обязательство по определению рыночной стоимости в кадастровой документации. Для этого приглашаются специалисты, которые устанавливают среднее значение стоимости по соответствующему региону за единицу измерения объекта налогообложения.

Разумеется, после этого стоимость земли выросла, а с ней и сумма налога. Ведь средняя цена применяется в отношении всех участков, без учёта их ликвидности, качественных характеристик, иных особенностей рыночных отношений.

Так что такая стоимость не всегда справедлива. В свою очередь, не все наделы облагаются налогом.

В соответствии с законом, облагаются рассматриваемым налогом нижеследующие категории земли:

  • наделы, где предприятия занимаются деятельностью по производству сельскохозяйственной продукции, фермерством;
  • земли, выделенные под кооперативы и товарищества для ведения сельского хозяйства личного характера и постройки дачного жилища;
  • наделы, выделенные организациям под различные постройки, сооружение специальных объектов, включая парки и санаторные учреждения;
  • часть земель лесов и водоёмов, что расположены во владении предприятий и организаций.

Юридическое лицо платит налог на любую землю, что официально оформлена в его распоряжение, вне зависимости от того, используется ли земля организацией или просто простаивает. Налоговая обязанность наступает вследствие владения наделами на правомочии собственности, а не вследствие их использования.

Налог не взимается с земель, принадлежащих государству. Свободны от налога юридические лица, осуществляющие хозяйственное управление землями, где располагаются исторические памятники, природные заповедники, при условии сохранения и содержания данных объектов. Кроме того, законодательством определён перечень учреждений, свободных от выплаты рассматриваемого налога.

Обложение налогом и способ исчисления

Как уже было сказано, налогообложение и уплата производится в порядке, обозначенным налоговым законодательством, согласно ставкам, устанавливаемым местными властями соответствующих регионов. Однако местные власти могут устанавливать налоги только в пределах максимальных значений, которые определены правилами в налогообложении Налоговым кодексом.

Местным властям разрешается действовать и устанавливать ставки не выше указанных размеров. Вместе с тем налоговое законодательство не ограничивает права местных властных структур в установлении льгот и свобод от уплаты. Эта возможность дана потому, что данный налог для юр. лиц платится в пользу регионального бюджета, а исходя из нужд бюджета налог возможно вовсе отменяется или определяется в максимальных значениях.

Для обычных граждан размер конкретных сумм, необходимых к уплате согласно данному налогообложению, обозначается самим органом налоговой службы, и отображается в специальном уведомлении, направляемом каждому лицу по окончании времени налогообложения. Юридическим же лицам нужно рассчитывать сумму налогообложения самостоятельно.

При расчёте суммы налогообложения помимо ставки предприятиям нужно учитывать нижеследующие обстоятельства:

  • категорию надела;
  • кадастровую усреднённую цену единицы измерения земли;
  • наличие льгот;
  • изменение статуса лица;
  • изменение категории земли;
  • срок владения землёй.

Для расчёта следует усреднённую кадастровую цену единицы измерения умножить на размер самого надела, а потом умножить на ставку налогообложения. Если имеются льготы, предоставленные налоговиками, выраженные в коэффициентах или процентах, их необходимо учесть.

Срок владения учитывается после расчёта налога за год. Так, если юридическое лицо владеет землёй полгода, то итоговая сумма делится на 12 и умножается на количество месяцев, в течение которых лицо владеет участком.

Если владение осуществлялось в течение всего года, но посреди года был осуществлён перевод земли из категории в категорию, то налог рассчитывается дважды:

  1. Первый раз согласно ставке, которая установлена для категории земель, куда входила соответствующая земля до перевода. Точно так же итоговую сумму необходимо поделить на 12 и умножить на количество месяцев, в течение которых надел находился в соответствующей категории.
  2. Второй раз расчёт осуществляется согласно ставке, обозначенной для категории надела, куда был осуществлён перевод.

Для удобства налоговый орган рекомендует производить оплату в таких случаях двумя платежами и предоставлять порядок расчёта на каждый из них в отдельности. Но это лишь рекомендация, что поможет избежать разночтений с налоговым органом.

Однако теперь они облагаются как все физические лица, а расчёт для них производится самим уполномоченным органом.

Льготы и свободы от налога

Как уже было сказано, региональными законодательными органами могут быть установлены льготы и освобождения для определённых категорий лиц. Местный орган самостоятельно определяет данные категории исходя из нужд соответствующего регионального бюджета.

В свою очередь, частные лица могут проконтролировать и требовать установления льготы на законных основаниях. Порядок предъявления такого прошения или требования определяется законодательством о местных властях.

Между тем федеральным законодательством определён перечень юридических лиц, освобождённых от уплаты налога. Это не зависит от положений регионального законодательства и бюджетных нужд регионов.

Таким образом, довольно широкий перечень юридических лиц освобождён от уплаты данного налога.

Такие льготы имеют индивидуальный характер на правовых основаниях, так что имеет смысл проконсультироваться с налоговым юристом, чтобы узнать о возможности получить ту или иную льготу. Кроме того, стоит сведаться у местных властей, действуют ли иные льготы в соответствующем регионе, помимо льгот, установленных федеральным законодательством.

Сроки уплаты налога юридическими лицами

Как уже говорилось, юридические лица своими силами определяют размеры сумм по обязательству и уплачивают их в течение всего отчётного периода, что зависит от состояния дел. Кроме того, юридические лица должны вносить платежи авансов как минимум 4 раза в течение отчётного периода, как правило, ежеквартально. Сроки уплаты земельного налога юридическими лицами необходимо соблюдать во избежание применения финансовых санкций.

При расчёте, помимо указанных ранее особенностей, важно учитывать одно обстоятельство. Кадастровая стоимость земель меняется раз в 3–5 лет в зависимости от региона. Так, если кадастровый орган провёл переоценку посреди отчётного периода, то всё необходимо рассчитать с учётом времени изменения и изменённой стоимости.

Исполнение обязанности по земельному налогу осуществляется путём подачи декларации по специальной форме, устанавливаемой налоговым органом. Заполнить и подать такую декларацию можно двумя путями:

  • на бумаге, через почтовую службу;
  • в электронном виде при наличии у юридического лица электронной подписи или регистрации на базе ФНС.

Куда платить земельный налог? Он уплачивается в то отделение налогового органа, который контролирует данную сферу в соответствующем регионе. Уплатить земельный налог юридическим лицам нужно в период подачи декларации. Прежде чем платить рекомендуется проконсультировать в налоговом органе.

Стоит иметь в виду, что налог должен рассчитываться в зависимости не от фактической площади земли, а от площади, определённой в кадастровой документации. Так, если фактическое владение меньше или больше, то это не влияет на размер налога. Кроме того, если юридическое лицо владеет неучтённой землёй, то на него могут быть наложены санкции.

Стоит отметить, что редко неучтённая земля оказывается во владении частных лиц, кроме случаев самозахвата, что является незаконным. Такое владение можно узаконить лишь в суде. Однако гражданское законодательство предусматривает правило добросовестного владения, когда фактический владелец уплачивает налоги на землю и впоследствии может быть признан собственником.

Так что даже случаи неофициального владения землёй подпадают под правила налогообложения, хотя в налоговом законодательстве такое правило напрямую не указано.

Помимо этого, очень часто местные властные структуры выделяют юридическим лицам неучтённые наделы для обустройства и приведения в пригодное для использования состояние. Как правило, такие участки оформляются гораздо позже, чем фактически передаются юридическому лицу. Однако это не является основанием для неуплаты налога. В каждом случае необходимо проконсультировать с налоговым органом по поводу расчёта и оплаты налога.


Порядок и сроки уплаты земельного налога

Правила (порядок, срок) уплаты земельного налога определяются местными властями (а также властями регионов — Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга) с учетом положений российского Налогового кодекса (далее – НК РФ). Эти правила различны для физических и юридических лиц. Если они нарушаются налогоплательщиком, то его могут привлечь к ответственности (наложить штраф за неуплату налога, начислить пени за просрочку платежей).

Куда платить земельный налог юридическим лицам и гражданам?

Земельный налог является местным, поэтому местные власти определяют:

  • ставки налога;
  • сроки уплаты;
  • обязательность авансовых платежей по налогу;
  • налоговые льготы.

Доходы от него идут на пополнение казны муниципальных образований, и платить его нужно в бюджет того муниципалитета, на территории которого находится земельный участок.

Что делать, если участок расположен на земле сразу нескольких муниципалитетов? В таком случае уплату нужно произвести в местные бюджеты всех муниципалитетов, на территории которых он находится. Такие разъяснения были даны Минфином России, в частности, в Письме № 03-06-02-02/59 от 5 мая 2006 г. (пункт 6). База налогообложения для каждого муниципалитета определяется в этом случае как доля кадастровой стоимости земельного участка пропорционально части участка, приходящейся на соответствующее муниципальное образование. Уплата налога при этом должна производиться в порядке и в сроки, установленные на территории каждого муниципалитета. Для получения информации о размере доли, приходящейся на конкретное муниципальное образование, Минфин рекомендовал обращаться в территориальные органы Роснедвижимости (данная служба упразднена, ее функции переданы Росреестру) и местного самоуправления.

Земельный налог: сроки уплаты для юридических лиц

Организации должны самостоятельно рассчитать налог по истечении календарного года (налогового периода). Далее они должны заплатить налог в сроки, установленные местными властями. Причем такой срок не может быть ранее 1 февраля года, следующего за истекшим. Это следует из пункта 1 статьи 397 и пункта 3 статьи 398. Например, по итогам 2016 года срок уплаты не может быть установлен ранее 01.02.2017.

С учетом этого правила муниципальные образования определяют сроки уплаты земельного налога на своих территориях. Например, в Москве организации должны уплатить земельный налог за 2016 год не позднее 01.02.2017. В Санкт-Петербурге налог за 2016 год должен быть уплачен юридическим лицом не позднее 10.02.2017.

Кроме того, местные власти (власти Санкт-Петербурга, Севастополя, Москвы) вправе определять периодичность уплаты аванса по налогу. При этом местные власти могут предусмотреть в своих нормативных актах, что авансовые платежи не осуществляются.

В Москве и Санкт-Петербурге авансовые платежи по налогу должны быть сделаны до 30.04, 31.07, 31.10 включительно. То есть на уплату аванса дается 1 календарный месяц после соответствующего отчетного периода.

Ознакомиться со сроками уплаты налога можно на сайте ФНС. В данном сервисе доступна информация по практически любым региону и муниципальному образованию. Чтобы получить нужную информацию, нужно заполнить интуитивно понятную форму поиска, после чего сервис выведет данные по соответствующей территории.

Срок уплаты земельного налога для физических лиц

Физические лица, в том числе предприниматели, не должны исчислять налог самостоятельно, в связи с чем не должны они сдавать и налоговые декларации. Уплата налога на землю осуществляется на основании уведомления, полученного от налоговых органов, которое должно рассылаться не позднее чем за 30 дней (рабочих) до наступления срока уплаты. Уплатить земельный налог для физических лиц нужно при этом до 1 декабря (включительно) года, следующего за истекшим. 1 декабря — это срок уплаты как налога на землю, так и других имущественных налогов для граждан, действующий на территории всей страны.

Что касается авансовых платежей, то в отличие от организаций физические лица аванс не платят, а местные власти не имеют право его устанавливать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...