Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

Виды и правила организации работы детских садов для детей с ограниченными возможностями

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются школы и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Законодательная база вопроса

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями:

  • Основанием получения знаний является физическое и психологическое развитие малыша. Преподаватели не только занимаются развитием, но и обучают навыкам самообслуживания;
  • Программа обучения разрабатывается на основании индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • Количество учащихся в группе не превышает 15 человек. В некоторых группах допускается только по 2 – 3 воспитанника;
  • Время пребывания устанавливается также в зависимости от вида детского сада, а также от специфики проблем со здоровьем у детей, которые его посещают;
  • Сотрудниками такого дошкольного учреждения являются не просто воспитатели, а педагоги, обладающие специальными знаниями в области логопедии, физической оздоровительной культуры, дефектологии, психологии;
  • В процессе обучения малышей педагоги проводят не только работу с ними, но также и с родителями воспитанников;
  • Специализированное оборудование садов;
  • Материально-техническое обеспечение позволяет преодолевать любые нарушения здоровья учащихся.

Законодательными документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

  1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
  2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
  3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Виды таких специализированных учреждений

Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов.

Можно выделить следующие учреждения:

  1. Детские сады комбинированного вида. Группы воспитанников формируются как из детей, у которых не наблюдаются ограничения здоровья, так и из деток, которые нуждаются в коррекции физического или психологического развития. Прием в такой детский сад ведется по общим условиям. В группе могут быть как здоровые дети, так и учащиеся со слабым здоровьем. В какую группу пойдет малыш зависит от решения родителя. В процессе воспитания проводятся дополнительные занятия по коррекции речи, повышению уровня здоровья воспитанника, а также по социальному воспитанию;
  2. Компенсирующего вида. Группы воспитанников формируются из детей, которые испытывают трудности в восприятии общих программ обучения, а также учащихся, которые нуждаются в специализированном подходе обучения с учетом физических возможностей. Как правило, ученики, попадающие в такие сады, имеют следующие заболевания, связанные с нарушениями:
    • зрения;
    • слуха;
    • опорно–двигательного аппарата;
    • психологического состояния (повышенная возбудимость, нервное состояние, раздражительность);
    • речи.

В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

Отличия имеет и педагогический состав. В состав работников входят следующие специалисты:

  • Логопеды;
  • Дефектологи;
  • Врачи – терапевты;
  • Психологи;
  • Массажисты;
  • Специалисты в области физического оздоровления.

Организация воспитательного и обучающего процесса

Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  1. Индивидуальный подход. Позволяет полностью изучить малыша, и на основе полученных материалов осуществлять обучение, развитие, а также необходимую коррекцию;
  2. Поддержка активности, которую ребенок проявляет самостоятельно. Посредством этого принципа формируется личность, которая в будущем будет иметь активную социальную позицию;
  3. Социальное взаимодействие. Позволяет развивать гуманистическое отношение каждого воспитанника к остальным участникам процесса обучения. Позволяет включиться в процесс обучения не только детям, но и их родителям;
  4. Вариативность организации процесса обучения и воспитания. Предполагает наличие различных программ, посредством которых осуществляется разностороннее развитие личности;
  5. Междисциплинарный подход. Заключается в разработке индивидуальных программ для каждого конкретного воспитанника и вместе с тем программы корректировки, необходимой всей группе воспитанников;
  6. Партнерская взаимосвязь с семей. В процесс обучения привлекают не только специалистов, но и родителей, и других членов семьи;
  7. Динамическое развитие образовательной модели. Процесс воспитания и образования должен меняется при изменении потребностей детей.

Правила составления индивидуальных программ

Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

Она включает в себя следующие виды сопровождения:

  1. Психологическое (коррекция личностной сферы – эмоциональная, познавательная, поведенческая);
  2. Логопедическое (исправление дефектов речи);
  3. Педагогическое (обеспечивается педагогами для формирования интереса у детей к обучению, социальной адаптации, самообслуживанию);
  4. Социально – правовое (изучение прав и свобод, имеющихся в государстве, формирование правового воспитания);
  5. Лечебно – оздоровительное (формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика наступления заболеваний);
  6. Воспитательное (формирование интереса к трудовой деятельности, к привычке самообслуживания, к соблюдению личной гигиены, правилам поведения и так далее).

Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

Элементами реабилитации могут быть:

  1. Социализация, саморазвитие;
  2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
  3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

Вся работа строится по нескольким направлениям. К ним можно отнести:

  1. «Общество, которое меня окружает»;
  2. «Ребенок»;
  3. «Права и обязанности, которые я имею»;
  4. «Семья».

В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы:

  1. Интеграции информации, которая изучается учащимися и которая должна быть связана с остальными предметами;
  2. Комплексность формы подачи информации должна развивать не только правовые знания, но также и эстетические, культурные, художественные;
  3. Гражданственность.

Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

Распространение ДОУ для инвалидов по России

В настоящее время распространение инклюзивного обучения стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольных образовательных организациях любого вида организуются группы компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности. Коррекционная работа компенсирующей направленности предназначена для осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии и дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, с фонетико-фонематическими нарушениями, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, с амблиопией, косоглазием, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с аутизмом, со сложным дефектом (сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии, с иными ограниченными возможностями здоровья).

Коррекционная работа оздоровительной направленности – для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий;

Коррекционная работа комбинированной направленности – для организации совместного воспитания и образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Требования к дошкольным образовательным организациям и группам для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.

Размещение помещений для воспитанников специальных ДОУ должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания и к игровой площадке.

Территория специального ДОУ должна иметь удобные подъездные пути и подходы от остановок общественного транспорта.Все подъезды и подходы к зданию в пределах территории дошкольной организации должны быть асфальтированы или иметь другое твердое покрытие. Допускается размещать на одной территории Единый комплекс образовательных организаций (детский сад – школа).

На территории ДОУ для детей с различной патологией предусмотрены особые правила:

  • – с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров предусматривается не более 5 градусов, ширина дорожек и тротуаров – не менее 1,6 м. На поворотах и через каждые 6 м они должны иметь площадки для отдыха.
  • – для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек для безопасности передвижения детей должна быть не менее 3 м и иметь двустороннее ограждение двух уровней: перила на высоте 90 см и планка – на высоте 15 см.

Объекты (деревья, кустарники, столбы и другие), находящиеся на территории дошкольной организации, не должны быть препятствием для ходьбы, прогулки и игр детей. Около поворотов, вблизи перекрестков, у зданий, около столбов и других препятствий дорожки должны иметь крупнозернистую структуру покрытий, шероховатая поверхность которых служит сигналом для замедления ходьбы. Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль в зависимости от их ширины (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5 – 15 см).

В вечернее время на территории должно быть обеспечено искусственное освещение для слабовидящих детей не менее 40 лк.

Двери входов в здания, помещения для детей при открывании не должны создавать препятствия для прохода детей. В помещениях следует избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы округлять.

Лестницы должны иметь двусторонние поручни и ограждение высотой 1,8 м или сплошное ограждение сеткой, а для детей с поражением опорно-двигательного аппарата лестницы оборудуются двусторонними поручнями, которые устанавливаются на двух уровнях – на высоте 0,9 м и дополнительный нижний поручень на высоте 0,5 м.Предусматривают лифты, пандусы с уклоном 1:6. Пандусы должны иметь резиновое покрытие.

Стены основных помещений групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, для детей с нарушениями зрения окраска дверей и дверных наличников, выступающих частей зданий, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен.

При использовании звукоусиливающей аппаратуры предусматривается звукоизоляция перекрытий и стен.

Для слепых и слабовидящих детей групповые, спальни, музыкальные залы должны иметь только южную и восточную ориентацию по сторонам горизонта.

Уровень искусственной освещенности для слепых и слабовидящих детей в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах должен быть не менее 600 – 800 лк; для детей, страдающих светобоязнью, в игровых, учебных помещениях, музыкальных и спортивных залах – не более 300 лк. Помещения групповых для слепых и слабовидящих детей должны быть оборудованы комбинированной системой искусственного освещения.

Для создания комфортных световых условий детям со светобоязнью над их учебными столами предусматривается обязательное раздельное включение отдельных групп светильников общего освещения.

В логопедических кабинетах около зеркала устанавливаются настенные светильники местного освещения на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту источника света.

Детская мебель и оборудование помещений должны быть безвредными для здоровья детей и учитывать специфику организации педагогического процесса и лечебно-восстановительных мероприятий, а также соответствовать росту и возрасту детей.

Так в помещениях групповых

  • для слабовидящих детей и детей с умственной отсталостью рекомендуются одноместные универсальные столы с регулируемыми параметрами, простой и надежной конструкции.
  • для детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих) и расстройствами речи рекомендуется предусматривать: одноместные столы с индивидуальными пультами (микрофонный комплект, слуховое оборудование); стол для воспитателя с пультом управления (с усилителем и коммутатором), с подводкой слаботочной линии к пульту управления каждого стола. Слуховое оборудование монтируется на стационарно закрепленных столах для детей и воспитателя.
  • – для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусматривается специальная мебель.

В помещениях медицинского блока для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии) должны быть созданы условия для организации оздоровительно-профилактических мероприятий и осуществления лечебной и коррекционно-восстановительной работы.

В ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата плавательный бассейн должен иметь устройство для опускания и поднятия детей.

В помещениях с ваннами для лечебного массажа нормируемая температура воздуха составляет не менее 30 °C, при расчете кратности обмена воздуха не менее 50 м3 в час на ребенка.

Таким образом главным моментом в работе ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья является возможность обеспечения необходимых условий для организации коррекционной работы компенсирующей, оздоровительной, комбинированной направленности.

(c) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», 2006-2020 г.

Адрес: 410031, г. Саратов, Большая Горная ул., д.69.

Детский сад для детей с ограниченными возможностями: виды и правила их работы

Нередко случается так, что малышу, имеющему проблемы со здоровьем, для развития и социализации в обществе необходим специализированный подход.

Для этого на сегодняшний момент создаются школы и детские сады для деток с ограниченными возможностями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

Детский сад для детей с ограниченными возможностями представляет собой дошкольное образовательное учреждение, в котором обучение, воспитание, развитие осуществляется с учетом уровня здоровья, физического и психологического развития учащегося, а также на основании применения специализированных методик обучения.

Любое дошкольное образовательное учреждение для детей, имеющих ограничение здоровья, обладает следующими особенностями:

Основанием получения знаний является физическое и психологическое развитие малыша. Преподаватели не только занимаются развитием, но и обучают навыкам самообслуживания;

  • Программа обучения разрабатывается на основании индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • Количество учащихся в группе не превышает 15 человек. В некоторых группах допускается только по 2 – 3 воспитанника;
  • Время пребывания устанавливается также в зависимости от вида детского сада, а также от специфики проблем со здоровьем у детей, которые его посещают;
  • Сотрудниками такого дошкольного учреждения являются не просто воспитатели, а педагоги, обладающие специальными знаниями в области логопедии, физической оздоровительной культуры, дефектологии, психологии;
  • В процессе обучения малышей педагоги проводят не только работу с ними, но также и с родителями воспитанников;
  • Специализированное оборудование садов;
  • Материально-техническое обеспечение позволяет преодолевать любые нарушения здоровья учащихся.
  • Законодательными документами, которые регламентируют правовое основание работы таких видов образовательных дошкольных организаций, являются:

    1. ФЗ «Об образовании в РФ». Закрепляет на нормативном уровне понятия обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, индивидуального учебного плана, адаптированной программы обучения. Также закрепляет на правовом уровне процесс организации обучения для несовершеннолетних с ОВЗ;
    2. Постановление Главного санитарного врача РФ № 26 от 10.07.2015 года о требованиях к условиям об организации обучения и воспитания в учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным программам для детей с ОВЗ;
    3. Приказ Министерства образования № 1014 от 30.08.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

    Для детей с ограниченными возможностями создаются детские сады различных видов.

    Можно выделить следующие учреждения:

    Детские сады комбинированного вида. Группы воспитанников формируются как из детей, у которых не наблюдаются ограничения здоровья, так и из деток, которые нуждаются в коррекции физического или психологического развития. Прием в такой детский сад ведется по общим условиям. В группе могут быть как здоровые дети, так и учащиеся со слабым здоровьем. В какую группу пойдет малыш зависит от решения родителя. В процессе воспитания проводятся дополнительные занятия по коррекции речи, повышению уровня здоровья воспитанника, а также по социальному воспитанию;

  • Компенсирующего вида. Группы воспитанников формируются из детей, которые испытывают трудности в восприятии общих программ обучения, а также учащихся, которые нуждаются в специализированном подходе обучения с учетом физических возможностей. Как правило, ученики, попадающие в такие сады, имеют следующие заболевания, связанные с нарушениями:
    • зрения;
    • слуха;
    • опорно–двигательного аппарата;
    • психологического состояния (повышенная возбудимость, нервное состояние, раздражительность);
    • речи.
  • В таких учреждениях занятия организовываются на основании специализированных методик, разработанных для устранения каждого нарушения по отдельности.

    Отличия имеет и педагогический состав. В состав работников входят следующие специалисты:

    • Логопеды;
    • Дефектологи;
    • Врачи – терапевты;
    • Психологи;
    • Массажисты;
    • Специалисты в области физического оздоровления.

    Образовательный процесс осуществляется в соответствии со следующими принципами:

    Индивидуальный подход. Позволяет полностью изучить малыша, и на основе полученных материалов осуществлять обучение, развитие, а также необходимую коррекцию;

  • Поддержка активности, которую ребенок проявляет самостоятельно. Посредством этого принципа формируется личность, которая в будущем будет иметь активную социальную позицию;
  • Социальное взаимодействие. Позволяет развивать гуманистическое отношение каждого воспитанника к остальным участникам процесса обучения. Позволяет включиться в процесс обучения не только детям, но и их родителям;
  • Вариативность организации процесса обучения и воспитания. Предполагает наличие различных программ, посредством которых осуществляется разностороннее развитие личности;
  • Междисциплинарный подход. Заключается в разработке индивидуальных программ для каждого конкретного воспитанника и вместе с тем программы корректировки, необходимой всей группе воспитанников;
  • Партнерская взаимосвязь с семей. В процесс обучения привлекают не только специалистов, но и родителей, и других членов семьи;
  • Динамическое развитие образовательной модели. Процесс воспитания и образования должен меняется при изменении потребностей детей.
  • Для несовершеннолетних, которые имеют ограничения здоровья, процедура обучения должна разрабатываться на основании индивидуальной программы, которая учитывает состояние здоровья, а также психологическое развитие и индивидуальные возможности конкретного малыша.

    Она включает в себя следующие виды сопровождения:

    Психологическое (коррекция личностной сферы – эмоциональная, познавательная, поведенческая);

  • Логопедическое (исправление дефектов речи);
  • Педагогическое (обеспечивается педагогами для формирования интереса у детей к обучению, социальной адаптации, самообслуживанию);
  • Социально – правовое (изучение прав и свобод, имеющихся в государстве, формирование правового воспитания);
  • Лечебно – оздоровительное (формирование интереса к здоровому образу жизни, профилактика наступления заболеваний);
  • Воспитательное (формирование интереса к трудовой деятельности, к привычке самообслуживания, к соблюдению личной гигиены, правилам поведения и так далее).
  • Адаптационная программа – документ, который разрабатывается для детей, которые только привыкают к посещению детского учреждения. Как правило, в течение двух месяцев специалисты направляют усилия для установления психологической связи с ребенком.

    Задачей такой программы является создание благоприятных психологических условий для последующего обучения несовершеннолетнего. Как правило, составляется после беседы с самим воспитанником, а также с семьей. На основании данных выявляются значимые психологические проблемы и ставится диагноз. Далее специалист разрабатывает методы, с помощью которых будут корректироваться психологические и физические отклонения.

    Реабилитационная программа разрабатывается после того, как ребенок адаптировался к условиям обучения.

    После этого ставится задача на формирование здорового отношения к обществу, а также навыков взаимодействия с окружающим миром.

    Элементами реабилитации могут быть:

    1. Социализация, саморазвитие;
    2. Формирование интереса и профилактика здорового образа жизни;
    3. Творческое, трудовое, эстетическое развитие.

    Программа правового воспитания имеет особое значение для детей, которые имеют особенности в развитии здоровья.

    Вся работа строится по нескольким направлениям. К ним можно отнести:

    1. «Общество, которое меня окружает»;
    2. «Ребенок»;
    3. «Права и обязанности, которые я имею»;
    4. «Семья».

    В ходе разработки программы должны учитываться следующие принципы:

    Интеграции информации, которая изучается учащимися и которая должна быть связана с остальными предметами;

  • Комплексность формы подачи информации должна развивать не только правовые знания, но также и эстетические, культурные, художественные;
  • Гражданственность.
  • Оздоровительные программы в детских садах, занимающихся воспитанием и обучением детей, которые имеют проблемы со здоровьем, являются наиболее важными. Они направлены на профилактику наступления заболеваний, поддержку уровня физического развития, воспитания положительного отношения к здоровью, формирование привычки здорового образа жизни.

    В настоящее время распространение инклюзивного обучения стоит наиболее остро. Не так давно были приняты соответствующие ФГОСы, на основании которых детские сады, занимающиеся обучением особенных деток, разрабатывают свои программы.

    Все больше педагогов заинтересованы в продолжении профессиональной деятельности в таких ДОУ.

    Хотелось бы отметить, что количество детских садов компенсирующего вида также растет. На сегодняшний день в Москве существуют 235 садиков такого вида.

    Всего компенсирующие сады есть в 11 субъектах нашей страны.

    Пример работы ДОУ для малышей с нарушениями зрения представлен в следующем видеосюжете:

    Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...